(† 75 по Р. Х.), сщмч. (пам. 23 июля), первый еп. Равенны. Согласно житию, написанному на рубеже VI-VII вв., А., уроженец Антиохии, прибыл в Италию вместе с ап. Петром, посвятившим его во епископа Равеннского (ок. 49). Придя в Равенну как странник, А. стал проповедовать о Христе, проявив дар исцеления. По требованию жрецов-язычников А. трижды представал перед судом и подвергался пыткам, однако не прекращал проповедовать, за что был приговорен к изгнанию из города. Закованного в цепи А. посадили на корабль, плывший в Иллирик. По дороге судно потерпело кораблекрушение, все утонули, спаслись только А., 3 христианина, последовавшие за ним в изгнание, и 2 воина, к-рые, слушая А., уверовали во Христа и приняли Крещение. Не найдя нигде пристанища, путники пришли в Мисию, где А. исцелил от проказы одного знатного жителя, за что получил со своими спутниками приют в его доме. Через 3 года А. вернулся в Равенну и был с радостью принят своей паствой. Язычники же, напав на церковь, где святой совершал Божественную литургию, разогнали молящихся, а святого повели в храм Аполлона. Как только А. вошел в храм, идол языческого бога упал и разбился. На суде А. сотворил новое чудо, исцелив слепорожденного сына правителя города. В благодарность правитель постарался укрыть А. от разъяренной толпы. Однако языческие жрецы отправили донесение имп. Веспасиану с просьбой осудить на смерть или изгнание христ. «волхва» А. Он был схвачен и жестоко избит в портовом предместье Равенны Классе, где христиане нашли его едва живого и перенесли в город. А. скончался через 7 дней. На месте гробницы святого была сооружена базилика (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне). А. считается покровителем итал. областей Эмилия-Романья и Кампания; мощи его находятся в кафедральном соборе Равенны. В V-VI вв. почитание святого распространилось сначала по Италии (Рим, Милан), потом за Альпами (Дижон, Реймс, Эльзас), при герм. имп. Оттоне III (983-1002) - по Рейну. Частицы мощей А. были привезены из Дижона в аббатство Аполлинарисберг под Ремагеном (близ Кёльна); в кон. XIV в. большая их часть была отвезена в Дюссельдорф.
Кроме зап. мартирологов память А. указывается в ряде греч. календарей к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. P. 348), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 556) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 835).
О почитании А. на Руси свидетельствуют упоминания его в древнейших рукописях: наличие памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 283) и службы в Минее XII в. (РГАДА. Син. тип. 122. Л. 105об.- 108). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в к-рую была включена память А. без жития (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 82об., нач. XIV в.). 2-я редакция, сформировавшаяся не позднее нач. XIII в., уже содержит краткое житие А. Стих А. находится в составе Стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. сербами на Афоне (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). В ВМЧ помещены под 22 июля пространное житие А., под 23 июля проложное житие и стих (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 324-325 (2-я паг.)).
Гимнография. В греч. рукописях визант. периода (Ταμεῖον. Ν 781. Σ. 252) сохранился канон А. 4-го гласа без акростиха, созданный Георгием, имя к-рого вписано в богородичны; нач.: «Τοῦ παναγίου ἡ ὑπερλάμπουσα χάρις» (греч.- Всесвятого, пресияющего благодатью). Др. канон написан на рубеже Х-XI вв. Варфоломеем Младшим в Гроттаферратском мон-ре (Мурьянов. С. 131-135). В печатных богослужебных книгах рус. и греч. Церквей последование А. отсутствует. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 206).